Home
Живу себе...
Тут Раковский организовал сообщество... 
4th-May-2008 11:39 am
... "Самые популярные мифы о СССР". Темы к обсуждению

http://community.livejournal.com/mifussr/895.html

А я вот какую тему предлагаю.
ФОРМУЛИРОВКА:
" 'Кулаки' в СССР - это всё трудолюбивые нормальные крестьяне, а 'бедняки' - это исключительно пропойцы и лентяи".
"Всё" и "исключительно" можно заменить на "в подавляющем большинстве" - суть не меняется.

(При этом подразумевается, что тех самых "кровопийц" - эксплуататоров наемного труда, существовавших в деревнях еще до революции вовсе не было - мол, их большевики придумали [1]. И людей, выбивавшихся из сил, и тем не менее еле сводивших концы с концами - тоже.)

Интересно, что ЭТОТ миф поддерживается исключительно "устным преданием" (т. е., "а мне батя/мама/дедушка/бабушка/ говорили, что..."), без какого-либо участия документов и "математики".

Хотя я не знаю, какую именно тут можно предъявить математику. Не говоря уже о том, что "кулаками" (и особенно "подкулачниками") ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, похоже, нередко называли вообще "неудобных" людей. Т. е. это понятие имело свойство расширять свое значение.

Разобраться с этим мифом будет труднее, чем разоблачить пресловутый "жуткий гос. антисемитизм".
Ведь доказать, что никакого документа о выселении всех евреев на Дальний Восток (с организацией железнодорожной катастрофы в пути) не было, не столь сложно - по крайней мере, его еще никто не нашел (и здравый смысл против). Опять же: многочисленные списки евреев - лауреатов Сталинских премий, ряд сфер народного хозяйства и культуры, буквально "забитых" евреями - даже в послесталинское время.
А тут?

Еще одно важное замечание: мнение о "жутком антисемитизме" имеет хождение в основном среди евреев и интеллигентов, а мнение о "повально трудолюбивых кулаках" и "повально ленивых и пьяных бедняках" разделяют во всех слоях общества (заканчивая охотно тиражирующими его по ТВ "сванидзами").
По этой причине разобраться с этим "мнением" актуальнее будет.
В конце концов, ведь это мнение очень легко "перекладывается" и на сегодняшний день. Современных "успешных" тоже считают весьма трудолюбивыми, а "неудачников" - сами знаете кем. Хотя здесь уже охотно ссылаются на "тяжелое наследие совка", на то, что "коммуняки никуда не делись" и т. п. Т. е., сегодняшние нищета и "нуворишество" вроде как более обоснованы, чем тогдашние. Т. е. для кого как, конечно.

Можно, разумеется, заявить, что "раз все так думают - значит, это и есть правда" - но все же хотелось бы ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
"За" или "против" - убедительных не только для "заранее согласных" или "заранее несогласных".

=================================
[1] А ведь то, что описывал Шолохов в своих рассказах - гораздо страшнее "Тихого Дона" и "Поднятой целины".
Comments 
4th-May-2008 09:09 am (UTC)
А может название тему просто определить как "Кулачество". А далее уже наряду с документами обозначить основные течения, сложившегося дискурса?
4th-May-2008 09:57 am (UTC)
пожалуй, да.
Точно определить, когда появился этот термин, кого этим словом называли вначале, эволюцию термина и т. д.
4th-May-2008 10:00 am (UTC)
просто вначале речь шла о "мифах". Поэтому я и выбрал такую формулировку.
4th-May-2008 10:05 am (UTC)
Поэтому мне и кажется, что нужно избрать алфавитно-гнездовой способ размещения информации. Называется понятие, например, БАМ, кулачество, Катынь, а уже в этих гнездах разворачивается существующая на этой понятийной почве мифология. Иначе, у нас получится как в энциклопедии Борхеса, где реальные животные соседствуют с мифическими и с "глюкальными" ;-).
4th-May-2008 12:38 pm (UTC)
наверное, Вы правы.
Целая энциклопедия может получиться :-))
4th-May-2008 09:22 am (UTC)
Советую почитать Глеба Успенского. Ответ на все вопросы о причинах произошедшего в России в то время.
4th-May-2008 09:58 am (UTC)
не то чтобы подробно "читал", но слышал.
Так ведь сейчас принято мешать с дерьмом не то что Глеба Успенского ("представителя демократической литературы"), то даже и Льва Толстого... Может, я с этим и не согласен - но все же худлит есть худлит.
Некоторых, конечно, ничем не пробьешь, даже документами... Но все-таки.
4th-May-2008 10:27 am (UTC)
у толстого было слишком много "идеи", под которую он и подгонял свой худ лит.
успенский же - это "что вижу, то и пишу" он настоящий и пожалуй самый лучший русский СОЦИОЛОГ и ни разу не писатель, хотя язык у него замечательный, тургенев курит в сторонке. ну а народником его считали по недоразумению, тк писал о народе, вот только сами народники его не любили за то что писал правду, а не модные пошлости типа "золото, золото сердце народное".
для меня вопрос об истории того времени закрыт после Успенского - по другому быть не могло.
У него есть рассказик, про то как пароход изменил жизнь поволжской деревеньки, из него одного ВСЕ ясно, и читается взахлеб. но не помню название.
4th-May-2008 12:41 pm (UTC)
можно объяснить вкратце?
4th-May-2008 01:00 pm (UTC)
зачем лишать удовольствия от прочтения? )))
4th-May-2008 08:43 pm (UTC)
тогда назовите рассказ, с которого следует начать